интервью с Эвелин Триболи

Изображение пользователя Светланка интуитивная.

Эвелин Триболи об основах Интуитивного питания

«Что-то не верится, что с моим телом такое сработает. Мне кажется, со мной изначально что-то не так», — думают многие, услышав об идее Интуитивного питания. Эвелин Триболи, автор метода, уверена, что «неправильных организмов» не существует. И даже самую поломанную диетами интуицию вполне реально вернуть, как восстанавливают дыхание после нехватки воздуха.

Вопросы Эвелин задает специалист по эмоциональному питанию Изабел Фоксен Дьюк. Мы публикуем первую часть большого интервью Изабел Фоксен Дьюк с Эвелин Триболи. В этой беседе Эвелин рассказывает, как пришла к идее Интуитивного питания, чем диета отличается от «недиеты» и почему люди боятся довериться своему телу. (Прим.ред. Центра)

Изабел: Как Интуитивное питание появилось в вашей жизни, как вы к нему пришли и написали книгу? Что в ней изменилось с тех пор  (насколько я знаю, книга переиздавалась)? Вы что-то добавляли?
Эвелин: Да, всего книга издавалась 3 раза.
И.: Изменилась ли она?
Э.: Начну с того, как мне вообще пришла эта идея. У нас с Лиз (соавтор книги Элизабет Рейш – прим.ред.)  была частная практика. Ко мне приходили клиенты, я разрабатывала для них планы питания, они худели, потом срывались и мучились чувством вины.
Я понимала, что, во-первых,  от такого подхода мало пользы и, во-вторых, мне не нравится так работать. В то время популярность набирал «недиетический подход». Но что такое «недиета»? Понятно, что не надо делать, а что надо? Я предложила Лиз вдвоём заняться изучением этой темы.
Мы начали этим заниматься, заниматься, не зная, к чему это приведёт, а потом оказалось, что мы сделали что-то важное, «перевернули мир»!
Однажды меня пригласили в передачу «Доброе утро, Америка».  У нас зашёл разговор о первичном голоде. Те, кто хронически сидит на диетах, перестают его слышать. Это такой голод, который говорит: «Я убью тебя, если сейчас же не съем пончик».

Эта тема многих взволновала, мне начали звонить из издательств. Нам предложили создать пошаговую методику. Мы согласились. Так появились 10 принципов Интуитивного питания.
Но главное, появились инструменты оценки. Трейси Тилка из Университета Огайо разработала шкалу оценки Интуитивного питания. Его стали исследовать учёные! То есть, концепция выросла из нашей практики работы с клиентами, хронически сидевшими на диетах, а потом стала подкрепляться научным исследованиями. Изначально же мы опирались только на факты, с которым имели дело.
Раньше диетологи не разрешали клиентам есть все, что им хочется. Получилось, что мы первые «легализовали» еду, и я побаивалась реакции коллег. Я знала, что у нас за плечами опыт клиентов, данные исследований, но все равно было не по себе.

Сегодня Интуитивному питанию посвящено более 70 исследований (спасибо Трейси Тилка!). И они доказывают, что такое питание приносит огромную пользу и физическому, и психическому здоровью, и я не могу выразить, насколько это здорово! Это вдохновляет людей, придаёт им силу.

С Интуитивным питанием ты свободен, никто не может навязывать тебе правила, никто не знает, когда ты голоден или сыт, никто не чувствует то, что чувствуешь ты, не знает, как выглядит твой голод.

Работа с клиентами превращается в сотрудничество: я специалист в Интуитивном питании, но я не хозяйка организма клиента, не знаю, что он ощущает, поэтому мы работаем вместе.

Почему Интуитивное питание превращают в «диету голода и сытости»?

И.: Лично мне это особенно нравится: полная свобода, ты хозяин своего тела и волен сам принимать решения. Мне кажется, этот момент часто незаслуженно упускают из виду. А в вашей практике бывает такое? Часто ли клиенты забывают о своей свободе и мыслят в категориях диеты, пытаются по старой памяти загнать себя в жёсткие рамки правил?
Э. (смеётся): Я смеюсь не над людьми (над людьми я никогда не смеюсь!) – я смеюсь, потому что очень хорошо понимаю, о чём идёт речь. Да, у людей развивается диетическое мышление, для которого характерно следование жёстким правилам и наказания за нарушение этих правил. Это частое явление, и мы всех призываем: пожалуйста, не превращайте Интуитивное питание в диету!

Мы даже решили про это написать. Интуитивное питание — это процесс. Это не экзамен: сдал – не сдал. Поели, хотя не испытывали голода? Вам будет не вкусно, только и всего. В этом нет ничего страшного, вы возьмете из этого опыта что-то новое. Понаблюдаете, как это скажется на вашем чувстве голода позже. Это очень увлекательно!

Диетическое мышление невероятно прилипчивое. Даже когда человек отказывается от диет, он продолжает мыслить теми же категориями, устанавливает для себя правила питания, и их становится всё больше и больше. Знаете, как разный мусор собирается на застёжках-липучках, так же и с правилами.

И.: Чуть раньше вы сказали: неизвестно, что именно подразумевается под «недиетическим подходом». Действительно, что? И здесь же, наверное, будет уместен вопрос: что такое «диетическое мышление»?

Э.: Да, я думаю, эти вопросы можно объединить в один. Можно сказать, что когда речь идёт о «диетическом подходе», мы имеем дело с чем-то внешним. В его основе лежат некие внешние условия: правила, фиксированный план питания.
Напротив, «недиетический подход», Интуитивное питание, — это внутренний подход.

Если говорить научным языком, есть такой феномен, который называется «интероцептивная осознанность». Это способность осознавать физические ощущения, которые возникают в теле. Что это такое? Это когда для вас очевидно, когда вы голодны, а когда сыты – это ваши внутренние физические ощущения, вы их улавливаете. Если у вас колотится сердце, наполнился мочевой пузырь – вы всё это ощущаете, осознаёте.

Но самое поразительное, что каждое эмоциональное переживание тоже отзывается в теле определёнными физическими ощущениями! Если вы способны воспринимать информацию, которую в изобилии предоставляет тело, вы можете жить насыщенной и полной жизнью.

Проблема в том, что эти способности блокируются правилами, навязанными извне. Я по опыту знаю: если человек не знает, что ему есть, обычно это из-за того, что в его сознании сидят какие-то правила, он на них зациклен. Он не может следовать сигналам своего тела. Таким образом, главный принцип Интуитивного питания, или «недиетического подхода», — слышать своё тело и реагировать в соответствии с его сигналами, а также избавиться от правил, которые прочно засели в голове.

На мой взгляд, самое сложное здесь то, что, хоть люди и воспринимают эту идею с большим энтузиазмом, им нравится читать о научных данных и пользе Интуитивного питания, но про себя они думают: «Что-то не верится, что с моим телом такое сработает. Мне кажется, что со мной изначально что-то не так». Мне очень грустно такое слышать. Очень многие так думают, у них печальный опыт диет, они считают себя неудачниками, какими-то «неправильными». Хотя на самом деле сами диеты – это нечто неправильное, они изначально не могут закончиться удачно.

Страх на пути к Интуитивному питанию

И.: Когда люди говорят, что не могут себе доверять в вопросах питания, не доверяют телу, и поэтому считают, что им Интуитивное питание не подойдёт, — как вы думаете, что они имеют в виду? Они хотят сказать, что не слышат сигналов голода и сытости? Или они беспокоятся о последствиях питания в соответствии с этими сигналами?  Как вы считаете, что они на самом деле пытаются сказать? 

Э.: В каждом конкретном случае можно только предполагать, но я могу сказать, как это объясняют мои пациенты. Чаще всего имеется в виду страх. Этот страх звучит как: «Я боюсь, что если позволю себе есть всё, что захочу — торты, печенье — я начну есть и не смогу остановиться».

На это я могу ответить: я понимаю ваш страх, он основан на опыте диет. Когда человек так долго отказывает себе в определённой пище, ему кажется, что её можно есть вечно, на завтрак, обед и ужин, она никогда не надоест. Если углубиться в биологию и психологию диет, становится ясно, что диеты провоцируют повышенное внимание к пище, мечты о ней.

Тяга к пище – основа выживания. Тяга к пище в сочетании с ограничением – мощная сила, корень проблемы. Я привожу своим пациентам такой пример: если надолго задержать дыхание и терпеть изо всех сил, то после этого вы будете дышать с жадностью, буквально захлёбываясь воздухом. То же самое происходит после диеты. Они не понимают, что такое поведение обусловлено предшествующей ему диетой. Но, к счастью, это обратимо.

И.: То есть, получается, если долго не дышать, я буду с жадностью дышать, как если долго не есть, я буду с жадностью есть, но если не задерживать дыхание опять, то в какой-то момент оно станет ровным…
Э.: Да, именно так.
И.: Биологические инстинкты!
Э.: Совершенно верно! Всякий раз, когда тело испытывает голод, мы удовлетворяем его с помощью пищи. Есть, когда ты голоден, – это шаг к развитию доверия к своему телу. И это часть нашей работы: помочь человеку выстроить доверительные отношения с телом.

В какой-то момент человек с удивлением замечает: «Надо же, моё тело и правда работает!» Если вы всё время обращаетесь со своим телом по-доброму, — то да, представьте себе, оно действительно работает! Очень радостно наблюдать это со стороны.

Перевод — Марина Нестругина, Центр Интуитивного питания IntuEat ©

Источник: https://intueat.ru/journal/ob-osnovah-intuitivnogo-pitaniya/ Центр интуитивного питания Светланы Бронниковой

Эвелин Триболи: «Я против термина «пищевая зависимость»

«Меня беспокоит, что врачи и учёные говорят о пищевой зависимости так, будто она – доказанный факт. Чем дальше, тем сильнее я в этом сомневаюсь. На сегодняшний день есть пять исследований, где участвовали люди, страдающие компульсивным перееданием. Уж если у кого и должна быть пищевая зависимость, так это у них. И в ходе исследования они ели «запретную» пищу. И к концу исследования приступы переедания у них сократились настолько, что симптомы участников больше не соответствовали диагнозу! При пищевой зависимости было бы иначе: они бы съели что-то «запретное» — и потом ели бы больше и больше».

Эвелин Триболи, создатель метода Интуитивного питания, критически анализирует популярные в СМИ исследования о «пищевой зависимости». Мы продолжаем делиться с вами интервью Эвелин Триболи, автора книги «Интуитивное питание», которое взяла специалист по эмоциональному питанию Изабел Фоксен Дьюк.

В этой части речь идет о «пищевой зависимости» – существует она или нет? Начало интервью – здесь. (Прим. ред.) 

Изабел: Мы говорили  о том, что люди боятся доверять своему телу, думают, что дай себе волю – и будешь круглосуточно есть всё, что не прибито… Я знаю, что у вас необычное мнение о термине «пищевая зависимость». Я слышала, что вы говорили о нём в других интервью, и мне бы хотелось вас об этом расспросить. Интерес к нему то вспыхивает, то угасает – тут всё зависит от телевидения и гуру питания, но в последнее время, мне кажется, этот термин стал особенно популярным. Как говорится, «из каждого утюга» несутся рекомендации избегать каких-то продуктов, потому что из-за них якобы развивается пищевая зависимость. Не могли бы вы рассказать об исследованиях на эту тему? Я слышала, некоторые исследования вы критикуете.

Эвелин: Да, я с вами полностью согласна, это насущная проблема. Я обучаю специалистов по питанию, которые будут консультировать пациентов, и включаю эту тему в учебную программу, потому что рано или поздно она обязательно всплывёт.

Начну с главного условия: пища должна доставлять удовольствие, это естественно, потому что пища необходима для выживания. Нет ничего ненормального в том, чтобы получать удовольствие от еды. Это первое. Второе: если вы начинаете вмешиваться в механизмы выживания, связанные с питанием, это очень сильно влияет на мозг и, как следствие, на питание.

Если изучить исследования, посвященные диетам и компульсивному перееданию, становится очевидно, что именно диеты заставляют человека хотеть есть всё больше и больше и переедать. Это необходимо помнить.

«Сахарная зависимость» или последствия диеты?

Когда возник научный интерес к этому феномену, в Принстонском университете провели исследование на крысах и, что называется, «подсадили» их на сахар. Исследование широко обсуждалось, новость о сахарной зависимости разлетелась по всему миру, и работу эту до сих пор цитируют. На самом деле, очень любопытное исследование.

Но есть один факт, о котором пресса предпочитает умалчивать. На самом деле было две группы крыс, и вторая группа находилась в точно таких же условиях, как и первая. Ей тоже скармливали сахар. Единственное различие было в том, что у второй группы не было ограничений.

В первой группе крыс, у которых развилась сахарная зависимость, животные голодали в течение 12 часов, а потом получали неограниченный доступ к сахару. Именно ограничение пищи вызвало гипертрофированную реакцию на сахар. Таким образом, это не зависимость. Получается искусственное нагнетание страха. Читаешь исследования мозга с применением методов нейровизуализации и думаешь: ой, у этих людей пищевая зависимость, потому что пища активирует в их мозге те же участки, что и кокаин!  И в большинстве таких исследований не учитываются диеты и ограничения питания.

Сейчас много исследований, которые доказывают: если человек ограничивает питание, его мысли чаще вращаются вокруг пищи, пища кажется более желанной и вкусной. Так, учёные из Орегонского университета провели исследование, в котором участвовали девушки. В одной группе девушки ограничивали своё питание, считали калории, а в другой – нет. Девушкам из первой группы еда казалась более желанной, они чаще о ней думали.

Были и другие исследования, например, такое, где учёные изучали, что активирует области мозга, отвечающие за удовольствие (например, романтическая любовь!) – это исследование Хелен Фишер (Helen Fisher). Но ведь никто не говорит, что вы страдаете любовной зависимостью, раз у вас активируются соответствующие области мозга!

Музыка, любовь и еда

Я серьёзно задумалась о научных ошибках, когда учёные отобрали группу людей, которые физически реагировали на музыку (по коже бегали мурашки), изучили результаты магнитно-резонансной томографии, измерили уровень дофамина и обнаружили, что одно лишь предвкушение музыки вызывало подъём уровня дофамина, и активировался центр удовольствия в мозге. Но учёные не говорят, что бывает музыкальная зависимость, — я лично о такой не слышала! А вот когда дело касается пищи, люди почему-то говорят о зависимости.

В последнее время масла в огонь подлили Йельские учёные со своей шкалой пищевой зависимости. Я считаю, когда люди видят нечто подобное, они по умолчанию верят, что пищевая зависимость действительно существует. Кстати, Йельские учёные поступили умно: они взяли критерии, которым отвечают «обычные» зависимости, и взяли оттуда то, что может подойти для оценки питания. Они протестировали свою шкалу на студентах. Когда читаешь это исследование, невольно думаешь: откуда у студентов настолько массовая пищевая зависимость? А потом я начала рассуждать: стоп, мы знаем, что половина женского населения сидит на диетах, более трети мужчин – тоже; диеты тесно связаны с бесконтрольным перееданием…

Когда мне в руки, наконец, попал сам этот опросник, я увидела, что большинство вопросов на самом деле касались последствий диет. «Часто ли вы думаете о еде? Испытываете ли вы чувство вины, когда едите? Кажется ли вам, что нужно есть меньше?»

В общем, я возражаю против термина «пищевая зависимость». Он лишает человека воли, он делает питание чем-то страшным и опасным, вызывает чувство беспомощности.

Вот в чём проблема. Возможно, в будущем появятся исследования, которые фактами докажут существование пищевой зависимости, но в настоящий момент можно быть уверенными только в том, что исследования противоречивы.

Ещё нужно иметь в виду, что поедание определенной пищи в определённых количествах может быть приобретённым поведением. Мы видели подобное на примере экспериментов Павлова, когда он звонил и давал собаке еду, и вскоре у собаки выделялась слюна при одном лишь звуке звонка. Это была не зависимость, а условный рефлекс. Что важно, приобретённое поведение также можно утратить. Звонок звенит, а пищи нет, звонок опять звенит – пищи нет, и через какое-то время слюна перестаёт выделяться.

От алкоголя можно отказаться, от пищи — нет

Меня беспокоит, что врачи и учёные говорят о пищевой зависимости так, будто она – доказанный факт. Чем дальше, тем сильнее я в этом сомневаюсь. На сегодняшний день есть пять исследований, где участвовали люди, страдающие компульсивным перееданием (уж если у кого и должна быть пищевая зависимость, так это у них), и в ходе исследования они ели «запретную» пищу. И к концу исследования приступы переедания у них сократились настолько, что симптомы участников больше не соответствовали диагнозу! При пищевой зависимости было бы иначе: они бы съели что-то «запретное» — и потом ели бы больше и больше.

И.: Пожалуй, самая серьёзная проблема с пищевой зависимостью в том, что в качестве решения подразумевается воздержание от пищи. Но поскольку воздержание не приносит нужного результата и наносит вред, а спокойное отношение ко всем видам пищи, наоборот, полезно, необходимо обсуждать эту проблему.

Э.: Совершенно верно. В отличие от алкоголя или кокаина, пища нужна телу, чтобы жить, тело требует питания. Любопытно, что, по данным исследований, чем упорнее человек соблюдает правила питания, чем сильнее подавляет мысли о пище, тем серьёзнее проблемы с питанием. Такое мышление наносит большой вред человеку.

Перевод — Марина Нестругина, Центр Интуитивного питания IntuEat ©

Источник: https://intueat.ru/journal/evelin-triboli-pishhevaya-zavisimost/ Центр интуитивного питания Светланы Бронниковой

Нравится: 
5

Комментарии

Изображение пользователя НатаЭлла.

Отличная статья!
Спасибо, освежила память!)


Диеты для похудения на www.nadietah.ru

Изображение пользователя Светланка интуитивная.

Spring2- 2012

Присоединяйся!

vkontakte.png twitter.png lj.png

добавить на Яндекс

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.