Мы едим,чтобы жить!!!

Изображение пользователя Capriss.

Философы древности считали умеренность одной из главных добродетелей. Сейчас, соглашаясь с этим постулатом теоретически, мы на практике то и дело его нарушаем.

Так, привычка к перееданию, неумеренное питание — одна из самых распространенных бед во всем мире. Разумеется, речь идет об экономически развитом мире; в некоторых странах часть людей постоянно недоедает, но это совсем другая проблема.

Переедание, впрочем, ломает больше жизней, чем недоедание: на одного голодного приходится девяносто девять страдающих от обжорства.

Ныне “болезни сытости” стали социальной проблемой, такой же острой, какой прежде были “болезни голода”. Смерть от голода ужасна, но что может, быть нелепее, чем смерть от сытости!

Цивилизация допустила человека к обильному столу, на котором преобладает концентрированная, жирная, сладкая, животная пища. Каких только рецептов не прочтешь в кулинарных книгах!

Мы хотим, чтобы каждое блюдо было вкусным, и для этого запекаем, варим, потом жарим, потом соединяем в трудных для пищеварения сочетаниях и снова ставим все на огонь. Мы не задумываемся о том, что это причудливое блюдо, может быть, вовсе не нужно нашему организму, более того, оно может оказаться вредным — чересчур жирным, чересчур сладким, острым, раздражающим желудок.

Мы преследуем иную цель — вызвать и усилить аппетит, хотя истинного голода и не чувствуем. Однако, едим, потому что вкусно. Так воспитывается и поддерживается один из идолов нашей цивилизации — аппетит.

Аппетит есть прямая противоположность голоду. Мы же постоянно и ошибочно принимаем аппетит за голод. Если голод — физиологическая потребность, то аппетит — это производное привычки. Он зависит от привходящих обстоятельств: наступает привычное время обеда, мы видим и обоняем пищу, говорим о еде, просто думаем о ней.

Некоторые заболевания сопровождаются постоянным аппетитом, который не удается, удовлетворить. Есть практически здоровые люди, которые все время едят и все время голодны. Среди людей, страдающих от “хорошего” аппетита, встречаются как полные, так и худые.

До сих пор бытует предрассудок, будто хороший аппетит — это хорошо - Увы, чаще - это плохо.

Аппетит не имеет ничего общего с реальной потребностью в еде. Организм может не нуждаться в пище и даже страдать от ее избытка, а хороший аппетит — вот он, тут как тут, и мы едим не потому, что голодны, а потому, что соблазнились едой. Часто мы смотрим на пищу только как на источник удовольствия, пытаемся с ее помощью компенсировать свои личные невзгоды, разрядить стрессы. Цена такой разрядки часто оказывается слишком высокой.

От чего зависит аппетит? Почему одним людям, чтобы насытиться, хватает совсем небольшого количества пищи, а другие не знают удержу и становятся рабами своего желудка?

В конце пятидесятых годов 20-го века академик А. М. Уголев обнаружил, что чувство насыщения связано с какими-то веществами, поступающими в кровь из кишечника во время еды. Позднее эти вещества были опознаны. Ими оказались пептиды, в первую очередь холецистокинин, за которым раньше признавалась лишь способность, регулировать двигательную функцию желчного пузыря. Оказалось, однако, что холецистокинин вдобавок резко уменьшает у животных потребность в пище. Когда у сытых животных брали кровь и вводили ее голодным, они после этого ели почти вдвое меньше.

Другой пептид — гастрин действует в противоположном направлении.

Вполне возможно, что нарушение обмена этих регуляторов, их дисбаланс и лежит в основе некоторых форм нарушения липидного (жирового) обмена. Их естественное происхождение дает основание надеяться на использование в медицине, в частности, для лечения ожирения.

Итак, аппетит ничего общего с голодом не имеет, но, что же такое голод?

Голод — это своего рода голос природы, говорящий нам, что организму необходима еда. Мы должны есть только когда голодны. Современному человеку, отягощенному избытком пищи, иногда надо день-другой поголодать, чтобы почувствовать настоящий, истинный голод.

Многие люди принимают за голод возбуждение желудка. Они испытывают при этом неприятные ощущения, слабость, умственную подавленность; это свойственно человеку, не привыкшему к умеренности в питании. Если воздержаться от еды на некоторое время, все придет в норму.

Но большинство поступает иначе: надо поскорее что-нибудь съесть! Болезненные ощущения временно проходят, и это приводит к ошибочному выводу, будто пища — как раз то, что требуется. На самом же деле истинный голод здорового человека не сопровождается неприятными симптомами. Человек просто хочет есть, но при этом не испытывает какого-либо дискомфорта.

Довольно часто бывает, что голод уже удовлетворен, а аппетит все еще продолжается. Вряд ли кто-то из нас бывает голодным, приступая к десерту, поданному после нескольких блюд. И очень немногие отказываются от него, даже, если чувствуют тяжесть в желудке.

Десерт готовится как бы специально для апелляции к аппетиту, привычка к нему неизбежно приводит к перееданию и болезни. Так что же, совсем отказаться от десерта? Не обязательно. Но приступать к нему через час-полтора после основной еды. Такое “дробление” физиологично, оно предупреждает нарушения обмена и болезни пищеварения.

Довольно часто возникает временная потеря аппетита. Например, при сильных эмоциональных переживаниях (печаль, гнев, радость), при обострении некоторых хронических болезней. Потеря аппетита в таких случаях естественна, и ни в коем случае нельзя насиловать свой организм, заставляя себя, принимать пищу.

Разница между голодом и аппетитом отчетливее всего проявляется в отношении к пище маленьких детей. Как часто мы сетуем на плохой аппетит ребенка! Он отказывается от еды, и мы, вновь и вновь впадая в ошибку, пытаемся накормить его насильно, совершенно не учитывая того обстоятельства, что маленькие дети просят есть только тогда, когда они действительно голодны. Именно в этот момент организм ребенка готов к принятию пищи, как раз тогда пища усваивается наилучшим образом.

Но взрослые судят по себе: почти каждый из нас готов что-то поесть — или хотя бы перехватить между делом. Мы можем есть и тогда, когда не голодны, соблазнившись, например, красивым тортом. Порой мы едим “просто так”: пришли гости, нас пригласили на банкет, надо отметить день рождения и т. д. Наши дети свободны от правил этикета, от дурных привычек и склонности к перееданию. Аппетит и необходимость принять пищу у них, как правило, совпадают. Надо сохранить этот здоровый инстинкт — отказываться от пищи, когда в ней нет нужды.

Мы собственными руками ломаем мудрый механизм природы, и она за это мстит. До поры до времени организм ребенка избавляется от избытков пищи с помощью слюны, рвоты, поноса, учащенного мочеиспускания, повышенного потоотделения, наконец, лихорадки и сыпи, которую мы “научно” называем аллергией. Если же, игнорируя предостережения природы, мы продолжаем кормить ребенка, не считаясь с его потребностями и желаниями, то незаметно появляются настоящие болезни, справиться с которыми будет очень трудно.

Так что же делать, если ребенок упорно отказывается есть, а время еды подошло? Да ничего не делать! Не кормить ребенка до тех пор, пока он сам не захочет есть.

Вспомним доктора Спока: “Ребенок сам знает, сколько ему есть”. Спок имеет в виду младенца, у которого еще сохранены здоровые биологические инстинкты, в частности, рефлекс сосания, благодаря которому новорожденный сам регулирует количество молока. Хорошо, если это материнское молоко, — тогда инстинкт срабатывает. Но все больше младенцев получают молоко из бутылочек, оно само льется в рот, и чем больше его вольется, считают матери, тем лучше. Такие дети, как правило, более толстые, чем те, которых кормили грудью. Так с пеленок ребенка заставляют переедать, культивируют его аппетит, который очень скоро — иногда уже в подростковом возрасте — становится источником многих болезней.

Но отчего же у наших детей так редко встречается хороший, здоровый аппетит? Почему еда то и дело превращается для них в тяжелую обязанность, вместо того чтобы приносить естественное удовольствие? Самая распространенная причина — недостаток в рационе сырой, натуральной пищи и избыток пищи, подвергнутой кулинарной обработке.

Не должно быть обеда, завтрака и ужина без зеленых сырых овощей и соков из них. Сырая растительная пища как бы освежает и очищает организм ребенка, подводит его к естественному ощущению голода. Мы же насильно кормим ребенка молочной кашей, в которую добавлено изрядно масла и сахара, в перерывах между едой подсовываем ему что-нибудь “сладенькое” и “вкусненькое” — и после этого хотим, чтобы у ребенка был аппетит!

Родители часто жалуются на отсутствие у детей аппетита по утрам. Это же естественно! Плотный завтрак — не более, чем предрассудок. Ребенку, как и взрослому, надо сначала подвигаться — поиграть, поработать. Попробуйте детям с плохим аппетитом давать на завтрак только фрукты либо свежие фруктовые соки — вы сами (и очень скоро) обнаружите несомненную пользу от такого нововведения.

У вас тоже нет аппетита по утрам? Так не заставляйте себя есть. Выпейте стакан натурального сока, поешьте фруктов. Нет дома фруктов? Тогда порежьте салат из капусты, моркови, из любых других свежих овощей, к которым вы привыкли.

Не надо принимать пищу при сильных эмоциональных переживаниях. Гнев, ненависть, страх, беспокойство — враги для усвоения пищи, даже самой полезной.

Итак, можно иметь хороший аппетит на нездоровую пищу, мы встречаемся с этим явлением повседневно. Бывает аппетит, скажем, на алкоголь или крепкий кофе, но нельзя испытывать голод к ним, ибо у организма отсутствует физиологическая потребность в этих продуктах.

Такого рода аппетит — не более, чем извращение, которое формируется с годами. Естественный же, здоровый аппетит всегда направлен на простую, полезную, натуральную пищу.

Нравится: 
0

Комментарии

Изображение пользователя Вита.

Оооочень интересная и правдивая статья, кстати:)

Присоединяйся!

vkontakte.png twitter.png lj.png

добавить на Яндекс

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 3.

  • zulenka
  • estonianyorkshire
  • gogodancer